Главная Форум о вероисповедании


| RSS Четверг, 19.06.2025, 19:44
Главное меню

Категории каталога
КОНФЕССИИ [7]
Распрастраненные религии. Краткий обзор.
ЗАКОН и РЕЛИГИЯ [2]
Подборка статей, законов, правовых документов, касающихся религиозных мотивов.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ [7]
Подборка разного плана фактов о той или иной религии.
ИСТОРИЯ [1]
Исторические факты.
ПРАЗДНИКИ, ОБРЯДЫ, ТРАДИЦИИ [3]
 

Опрос поситителей
К какой конфессии Вы относитесь?
Всего ответов: 514

Каталог статей
Главная » Статьи » ЗАКОН и РЕЛИГИЯ

Замечания к проекту Закона Украины "О свободе мировоззрения, вероисповедания и религиозные организации"
В ст. 1 предлагаемого проекта Закона Украины указано, что его задачей есть "создать законодательную базу для реализации каждым права на свободу мировоззрения и вероисповедания, установленного Конституцией Украины". Из данного утверждения логически вытекает, что на это время такой базы не существует, хотя Закон Украины "О свободе совести и религиозные организации" № 987-ХІІ был принятое еще 23 апреля 1991 г. К нему неоднократно вносились изменения. Собственное и авторы проекта предлагают внести в него очередные изменения, а по сути принять новый закон. Однако остается непонятной объективная необходимость таких существенных законодательных изменений.
На наш взгляд, название предлагаемого проекта Закона Украины есть дискуссионной, хотя и повторяет первое предложение части 1 ст. 35 Конституции Украины. Во-первых, понятия "мировоззрение" есть философской категорией, которое далеко не сводится к вероисповеданию ли даже свободы совести. Мировоззрение человека может и не иметь религиозной составной. Во-вторых, в тексте проекта понятия "свобода мировоззрения" встречается лишь эпизодически и преимущественно в связи с понятием "свобода вероисповедания" (ст. 1-4 , 6, 23, 28, 29). Его положения практически не направлены на регулирования свободы мировоззрения (исключение составляет разве что часть 2 ст. 6: "Учебно-воспитательный процесс в государственных и коммунальных учебных заведениях грунтуется на основах мировоззренческого плюрализма и позаконфесійності", - та часть 7 этой же статьи: "Педагогические и научно-педагогические работники обязаны осуществлять учебно-воспитательный процесс на основах толерантности и уважения к каждого, независимо от его мировоззрения или вероисповедание").
В законопроекте вопреки ссылка на Конституцию Украины не нашла отображения ст. 11 Основного Закона: "Государство оказывает содействие консолидации и развитию украинской нации, его исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины".
Если в части 4 ст. 5 действующего Закона Украины " О свободе совести и религиозные организации " говорится: "Государство не вмешивается в осуществляемую в границах закона деятельность религиозных организаций, не финансирует деятельность любых организаций, созданных за признаком отношения к религии", - то в части 5 ст. 5 законопроекта предлагается закрепить, что "государство может полностью или частично финансировать общественно полезные проекты, которые осуществляют религиозные организации". Однако в проекте не указан:
- кто будет определять такую полезность,
- что механизм финансирования этих проектов,
- кто будет осуществлять контроль за использованием выделенных государством средства,
- кто и что ответственность будет нести в случае нецелевого использования средства или других нарушений.
Часть 5 ст. 24 законопроект подает в следующей редакции: "Религиозные организации, которые используют в своей деятельности культовые здания и прочее имущество, которое имеет статус культурного, архитектурного и другого наследства, которое предохраняется законом, должны придерживаться требований законодательства об охране такого наследства". Тем не менее отсутствующая любая санкция за нарушение данной нормы.
В части 11 ст. 24 указан: "Отчуждения культового имущества, которое находится в государственной или коммунальной собственности, другим субъектам, чем религиозные организации, запрещается". Но проект не дает ответа на вопрос, как быть в случаях, когда имущество было отчуждено к обретение законом действия.
Часть 1 ст. 25 содержит положения такого содержания: "Религиозные организации имеют право использовать для своих потребностей культовые здания и прочее имущество, которое находится в государственной и коммунальной собственности". Однако отсутствующий механизм обеспечения декларированного права.
В пункте 8 части 4 ст. 19 указано, что деятельность религиозной организации может быть запрещена в судебном порядке, если религиозная организация или представители, которые имеют право действовать и действуют от ее имени, препятствуют противоправными средствами свободному выходу из религиозной организации ее участников. Тем не менее слово "противоправными" здесь очевидно есть лишним, иначе стоит вопрос, а возможное ли правовое препятствование свободному выходу из религиозной организации ее участников.
Существенным недостатком проекта есть отсутствие положений о контроле со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Лишь в части 5 ст. 19 указано, что дела о прекращение религиозной организации - юридического лица суд рассматривает по заявлению органа, который осуществил государственную регистрацию религиозной организации или представительства заграничного или международного религиозного или міжрелігійного объединения или центра, или прокурора в порядке, определенному Кодексом административного судопроизводства Украины. Однако проект не содержит механизма прекращения незаконной деятельности религиозной организации, которая не имеет статуса юридического лица.
Авторы законопроекта стараются закрепить регулирование религиозных организаций положениями Гражданского кодекса Украины (часть 1 ст. 2, часть 5 ст. 8, часть 1 ст. 19). В части 7 ст. 5 указано, что религиозные организации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность наравне с другими непредпринимательскими организациями. А часть 5 ст. 8 изложена таким образом: "Основы статуса религиозных организаций как юридических лиц частного права определенные Гражданским кодексом Украины. На них распространяются нормы Гражданского кодекса Украины относительно непредпринимательских обществ и учреждений, если этим Законом не установлен другое". Однако действующий Гражданский кодекс Украины № 435-І от 16 января 2003 г. содержит лишь общие положения относительно непредпринимательских обществ. В ст. 83 определенные организационно-правовые формы юридических лиц, вчастности, что общества делятся на предпринимательские и непредпринимательские. Последним специально посвященная ст. 85, что состоит из двух частей. Часть 1 содержит дефиницию: "Непредпринимательскими обществами являются общества, которые не имеют целью получения прибыли для его следующего распределения между участниками ". Следует обратить внимание на часть 2 данной статьи: "Особенности правового статуса отдельных видов непредпринимательских обществ устанавливаются законом". Статья 86 регулирует осуществления предпринимательской деятельности непредпринимательскими обществами и учреждениями: "Непредпринимательские общества (потребительские кооперативы, объединения граждан и т.п.) и учреждения могут рядом с своей основной деятельностью осуществлять предпринимательскую деятельность, если другое не установлено законом и если эта деятельность отвечает цели, для которой они были созданы, и оказывает содействие ее достижению". Целиком очевидно, что два последних положения Гражданского кодекса Украины отсылают к специальным законам, которыми регулируется деятельность объединений граждан, в частности религиозных организаций. Предлагаемый законопроект содержит ст. 26 "Предпринимательская деятельность религиозных организаций". Ее часть 1 практически повторю ст. 86 Гражданского кодекса Украины: "Религиозные организации могут рядом с своей основной деятельностью осуществлять предпринимательскую деятельность, если эта деятельность отвечает цели, для которой они были созданы, и оказывает содействие ее достижению". В части 2 ст. 26 законопроекта предлагается закрепить положение в найзагальнішому виде: "Религиозные организации имеют право основывать хозяйственные общества и прочие субъекты хозяйствования в порядке, определенному законодательством". Однако детального регулирования предпринимательской деятельности он не содержит. По нашему мнению, указанное стремление авторов законопроекта закрепить регулирование религиозных организаций положениями Гражданского кодекса Украины и отсутствие отдельных норм в самом проекте может быть объяснимо стремлением, с одной стороны, минимизировать законодательное регулирование предпринимательской деятельности религиозных организаций.
С другой стороны, на стремление законодательно расширить сферу предпринимательской діяльністі религиозных организаций указывает часть 1 ст. 24 законопроекта: "Религиозные организации имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться любым май-ном, не изъятой из гражданского оборота, в том числе денежным средством, валютными ценностями и ценными бумагами, в Украине и за его пределами, наравне с другими юридическими лицами частного права". То же именно можно сказать и о пункте 3 заключительных и переходных положений законопроекта, в котором предлагается ст. 82 Земельного кодекса Украины № 2768-ІІІ от 25 октября 2001 г. дополнить новой частью такого содержания: "Религиозные организации, зарегистрированные в Украине, имеют право приобретать в собственность земельные участки для строительства культовых сооружений и ведение другой деятельности в порядке и на основаниях, установленных этим Кодексом для юридических лиц Украины". А часть 1 данной статьи закрепляет следующее: "Юридические лица (основанные гражданами Украины или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае:
а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другими гражданско-правовыми соглашениями;
б) внесения земельных участков его основателями в уставный фонд;
в) принятия наследства;
г) возникновения других оснований, предусмотренных законом.". А ст. 90 устанавливает права собственников земельных участков, в частности: "а) продавать или другим путем отчуждать земельный участок, передавать ее в аренду, залог, наследство;
д) сооружать жилые дома, производственные и прочие здания и сооружения". В этом плане следует обратить внимание на часть 3 ст. 12 предлагаемого законопроекта: "Учреждения, которое их образовали международные и заграничные религиозные и міжрелігійні объединения и центры, действуют в Украине с статусом юридического лица". На них не могут быть распространенные положения части 1 ст. 82 Земельного кодекса Украины. Однако они очевидно могут пользоваться правами, закрепленными в части 2 данной статьи, которая регулирует права собственности иностранных юридических лиц на земельные участки несельскохозяйственного назначения: "а) в границах населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине;
б) за пределами населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества".
Обращает на себя внимание, которое ст. 19 законопроекта среди оснований прекращения религиозной организации - юридического лица, прекращения деятельности представительства заграничного или международного религиозного или міжрелігійного объединения или центра, запрета деятельности религиозной организации не предусматривает нарушения финансовой деятельности, скрытой предпринимательской или коммерческой деятельности.
Также проект не содержит положения об ответственности руководителя (духовного лидера) религиозной организации за нарушение законодательства.
Делая ударение на праве религиозных организаций осуществлять предпринимательскую деятельность, авторы законопроекта совсем не включили к нему положения о налогообложение такой деятельности, тогда как часть 3 ст. 24 Закона Украины "Об объединение граждан" № 2460-XІІ от 16 июня 1992 г. устанавливает: "Об'єдання граждан, созданные ними учреждения и организации обязанные вести оперативный и бухгалтерский учет, статистическую отчетность, зарегистрироваться в органах государственной налоговой инспекции и вносить в бюджет платежи в порядке и размерах, предусмотренных законодательством".
Возникают сомнения относительно предложенного для закрепления в разделе ІІ "Религиозные организации" регулирования организационно-правовых форм и особенностей юридического статуса религиозных организаций, требований к документам, которые подаются для их государственной регистрации. Много из этих положений без учета специфики религиозных организаций перенесенному из главы 7 "Юридическое лицо" Гражданского кодекса Украины.
Целиком соглашаясь с частью 9 ст. 24 законопроекта о запрете религиозным организациям проводить принудительное налогообложение верующих и применять к верующих принудительные материальные взыскания, считаем, что он может содержать также понятие "принудительное психологическое обложение верующих" и положения про его запрет.
Учитывая на законодательно закрепленное неучастие религиозных организаций в политической жизни, ст. 5 проекта следовало бы дополнить частью такого содержания: "Организация политических партий на конфессионной основе запрещается".
Считаем также , чем целесообразное включение к ст. 4 положения части 9 ст. 5 действующего Закона Украины "О свободе совести и религиозные организации": "Религиозная организация не должна вмешиваться в деятельность других религиозных организаций".
Название раздела "Государственная политика в сфере свободы мировоззрения и вероисповедания" не отвечает его содержанию, так как в ст. 28 указан, на какие органы полагается обеспечения выполнения и соблюдения законодательства о свободе мировоззрения, вероисповедания и религиозные организации, а в ст. 29 - полномочия Министерства юстиции Украины относительно этого обеспечения.
Следует обратить внимание на зарубежный опыт. В частности ст. 1/1 "Чрезмерный прозелитизм" Закона Республики Молдова "О культах" № 979-ХІІ от 24 марта 1992 г. закрепила следующее: " Чрезмерный прозелитизм запрещается.
Чрезмерным прозелитизмом есть любая попытка влияния на религиозное сознание лица путем насилия или злоупотребления авторитетом". Статья 8 устанавливает, что тайна исповеди предохраняется законом, а ст. 36, что доходы от производственной и издательской деятельности культов обкладываются налогами в порядке, установленном налоговым законодательством. По нашему мнению, аналогичные положения должны были б найти отображение и в отечественном законодательстве.
Подводя итог, следует отметить, что:
1) непонятной есть объективная необходимость существенных изменений в действующий Закон Украины "О свободе совести и религиозные организации";
2) предложенному проекту Закона Украины "О свободе мировоззрения, вероисповедания и религиозные организации" присущий ряд недостатков, который делает нецелесообразным его принятия Верховной Радой Украины;
3) ряд положений законопроекта направленные на необоснованное расширение границ предпринимательской деятельности религиозных организаций.

Категория: ЗАКОН и РЕЛИГИЯ | Добавил: moder (20.03.2008)
Просмотров: 5452 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
Уважаемые поситители!
Если Вы нашли что-то полезное для себя на этом сайте, и хотите поблагодарить администрацию,
покликайте, пожалуйста, по рекламным ссылкам.
Для Вас - это минутное дело, а администрации - стимул к развитию сайта.
Спасибо, что посещаете нас и стимулируете дальнейшее развитие!

1 Angel  
0
Сайт я так понимаю совсем умер? Автора не бывают тут? Приглашаю к себе на проект.


Форма входа

Поиск

Google


Ссылки



Статистика

Copyright by Slevin © 2025